Какие принципы помогают родителям быть развивающими и авторитетными? Это умение передавать детям ответственность устанавливать правила и выражать свои ожидания, поддерживать детей в их решениях, позволять ошибаться, развивать жизненные навыки.
Веб-ресурс «Сеть семейного образования», который считается одним из самых первых сайтов с советами по воспитанию, опубликовал перечень навыков, которыми в зависимости от возраста должны обладать дети.
От 2 до 3 лет. Легкие домашние обязанности и базовые навыки гигиены
В этом возрасте ваш малыш начинает учиться основным жизненным навыкам. К трем годам ребенок должен уметь:
- Помогать собирать свои игрушки
- Одеваться (с небольшой помощью)
- Чистить тарелку после еды
- Помогать накрывать на стол
- Чистить зубы и умываться с вашей помощью
От 4 до 5 лет. Важные имена и цифры
Когда ваш ребенок достигнет этого возраста, на первый план выйдет вопрос безопасности. Он должен:
- Знать свое имя
- Уметь позвонить в службу экстренной помощи
А также:
- Выполнять простую уборка: вытирать пыль в доступных местах и убирать посуду со стола после еды
- Кормить домашних животных
- Знать номиналы купюр и в общих чертах понимать, как пользоваться деньгами
- Чистить зубы, причесываться и умываться без помощи
- Помогать со стиркой. Например, собирать свой грязную одежду и складывать ее в стиральную машинку
- Самостоятельно выбирать для себя одежду
От 6 до 7 лет. Простые поварские техники
Дети этого возраста могут начать помогать готовить пищу и способны научиться:
- Перемешивать, чистить и резать неострым ножом
- Готовить простые блюда — например, бутерброд
- Мыть тарелки
- Осторожно использовать бытовые и моющие средства
- Заправлять кровать без помощи
- Самостоятельно купаться
От 8 до 9 лет. Гордость за личные вещи
К этому времени ваш ребенок должен начать гордиться своими вещами и заботиться о них. Это значит:
- Складывать свою одежду
- Уметь сделать несколько швов
- Ухаживать за игровым инвентарем для улицы: велосипед, ролики и т.д.
- Правильно использовать совок и метлу
- Прочитать рецепт и приготовить простое блюдо
- Помочь написать перечень покупок
- Считать деньги и выдавать сдачу
- Читать телефонные сообщения
- Помогать во дворе. Например, поливать цветы на клумбах
- Выносить мусор
От 10 до 13 лет. Обретения независимости
В возрасте около десяти лет ребенок начинает самостоятельно выполнять большинство ежедневных дел. Он должен знать, как:
- Остаться дома в одиночестве
- Самостоятельно пойти в магазин и купить необходимое
- Менять свою постель
- Пользоваться стиральной машинкой, гладить свои вещи
- Пользоваться духовкой
- Читать этикетки
От 14 до 18 лет. Усвоить умение средней сложности
Когда ребенку исполнится четырнадцать, он должен очень хорошо усвоить предыдущие умения. Кроме того, он должен быть в состоянии:
- Выполнять более сложную уборку. Например, почистить пылесос, микроволновую печь
- Приготовить пищу
- Подкачать колесо или поменять шину на велосипеде / авто
- Прочитать и понять инструкцию к медицинскому препарату и его дозировки
- Пройти собеседование и получить работу
Юность: Подготовка к самостоятельной жизни
Ваш ребенок должен уметь позаботиться о себе, отправляясь в колледж или перебираясь в отдельное жилье. До сих пор остается несколько умений, которые ему предстоит усвоить, прежде чем начать жить самостоятельно:
- Назначать на регулярной основе визиты к стоматологу и другим врачам
- Иметь базовое понимание финансов, оплачивать счета, вести бюджет
- Разбираться в соглашениях: условия аренды квартиры или автомобиля
- Следить за заменой масла в автомобиле и проходить техосмотр
Вы можете содрогнуться, читая этот список, потому что я — вздрогнула. Несмотря на этот список и вспоминая годы воспитания своих детей, я вижу, что мы с мужем много делали для своих детей, вместо того, чтобы поощрять их все больше обслуживать себя самостоятельно. Должна признать, иногда было проще сделать что-то самой, к тому же нам нравилось делать что-то для них.
Мои дети уже были подростками, когда мы поняли свою ошибку и то, каких именно жизненных навыков им не хватает. «Почему именно сейчас», — спрашивали они. – «Если это важно, то почему раньше мы этого не делали?».
Как ни хотелось пойти на мантры авторитарных родителей «я так сказала», мне удалось сформулировать обоснованное и авторитетную ответ: «Потому что вы должны знать, как все это делать, а мы должны вас учить этому всему время».
Осознавая, что с некоторыми жизненными навыками я застряла на первом или втором этапе — делая для них и делая что-то — я должна была идти вперед, чтобы добраться четвертого этапа.
Из книги «Как вырастить взрослого» Джули Литкот-Хеймс