Дети в приюте или приемные дети? Семья и ребенок

Дети в приюте или приемные дети? Семья и ребенок

Выпускники детских домов

Приемные родители бывают разными, и даже если они прошли всестороннюю оценку, особенно, если такая оценка не подразумевает использование методов системно-векторной психологии, есть риск, что заботит приемных родителей вовсе не судьба ребенка, а что-то иное. От их собственного социального статуса, до чего-то вроде отвратительной «бизнес-идеи» превращения пособий на приемного ребенка в источник заработка. Однако если с семьей приемному ребенку повезет, то есть, в этой семье его ждали, если люди, которые её создали – это развитые и реализованные люди, тогда можно с полной уверенностью говорить о том, что у него будут все шансы на успешную, счастливую взрослую жизнь.Если дети сироты подвергаются определенному риску при передаче ответственности за них от государства, поддерживающего учреждения для сирот, к приемным родителям, возникает резонный вопрос: «А не лучше ли ребенку оставаться в детском доме? Не безопаснее ли?». Если верить сухим цифрам статистики, то только 10% выпускников детских домов адаптируются к жизни в обществе.

Одно только это не говорит, а прямо таки кричит о том, что ребенка должна воспитывать семья. Когда видишь вышеупомянутую цифру и другие показатели незавидной доли выпускников детских домов, возникает еще один вопрос: «Почему ребенку лучше воспитываться в семье, а не в детском доме?». Но, с другой стороны, ведь далеко не обо всех детях, которые воспитываются в семьях, можно сказать, что они достаточно хорошо адаптировались в обществе. И среди них есть немало тех самых «несчастливых» людей, о которых мы говорили в предыдущих материалах. Степень «несчастливости», идёт ли речь о выпускниках детских домов или нет, может серьёзно варьироваться: от состояния «вроде всё хорошо, но нет в жизни настоящего счастья», до особо тяжких преступлений и самоубийств. Таким образом, можно говорить о том, что семейное воспитание детей сирот – это еще не гарантия успешной будущей жизни, но при таком воспитании у ребенка больше шансов на будущую счастливую жизнь. То есть, если говорить об этом состоянии языком системно-векторной психологии, у такого ребенка больше шансов получить в детстве надлежащее, соответствующее его природным свойствам, развитие, и больше шансов, во взрослом возрасте, реализовать себя.

Дети в приюте или приемные дети? Семья и ребенок

Хорошее семейное воспитание детей сирот. Какое оно?

К каждому ребенку нужен индивидуальный подход, который учитывает тонкие особенности его психотипа. Кроме того, в социализации ребенка огромная роль семьи заключается еще и в том, что семья обеспечивает ему чувство безопасности. Уточню здесь, что речь идёт о «счастливой» семье. В предыдущих материалах мы много говорили о таких семьях.

Приемные родители

Возьмём, например, ребенка, в структуре личности которого имеется кожный вектор. Для того, чтобы понять, куда может завести такого ребенка неправильное воспитание, взглянем на так называемое архетипичное состояние кожного вектора. Это то состояние, которое необходимо было первобытным людям (в частности – тем членам стаи, которые обладали кожным вектором) для того, чтобы обеспечить выживание всей стаи. Один из признаков кожного архетипа – использование воровства в качестве одного из способов добычи пищи для стаи. Для дикой природы воровство – это нормально. Это – часть жестокого эволюционного процесса. Здесь вопрос о том, красть или не красть, равносилен вопросу о том, жить стае или умереть. Обратите внимание, за пределами стаи воровство – это нормально. Но воровство у членов стаи всегда было наказуемо. Воровство наказуемо и в наши дни, причем, понятие первобытной «стаи» сейчас разрослось до огромных размеров человеческого общества, которое осуждает любые виды воровства, защищает права владельцев чего бы то ни было законами и моральными нормами.

Архетипичные свойства людей, если этих людей соответствующим образом воспитывали, трансформируются, развиваются в нечто, полезное обществу. Архетип – это исходное состояние свойств, которое не соответствует требованиям современного мира. Например, развитый и реализованный обладатель кожного вектора может стать замечательным управленцем, инженером, есть и множество других сфер реализации таких людей, которые логично вытекают из их общей психологической характеристики, которую мы здесь не приводим.

Приемные дети

Такой человек для того, чтобы испытывать положительные эмоции, не нуждается в воровстве. Он стремится к экономии, оптимизации, рационализации, к карьерному росту, в конце концов. Не украсть, а рационально использовать то, что есть. Не украсть, а больше заработать, удачно сэкономить, изобрести что-то новое. Если же человек не получает должного развития в детстве, это означает, что он, во взрослом возрасте, не будет использовать весь свой потенциал. Можно здесь говорить о том, что его желания не будут обладать теми же масштабами, которыми могли бы. . В итоге, например, вместо желания развитого обладателя кожного вектора, наподобие: «за год удвоить собственный доход, поднявшись на несколько ступеней карьерной лестницы», подкрепляемого соответствующими действиями, мы видим желания гораздо более мелкие, нередко вызванные некими сиюминутными обстоятельствами вроде сильного стресса. Например, ребенок-обладатель кожного вектора (то есть человек, развитие которого находится, так сказать, «в процессе»), может начать воровать для того, чтобы снять стресс после того, как его накажут ремнем за какую-то провинность. Одно только это вполне может поломать ему жизнь,, серьёзно повредит его развитию. Как результат, подобное поведение будет характерно для него, когда он повзрослеет: от внезапных приступов клептомании, до систематического воровства.

Гармоничное развитие ребенка в семье возможно только в том случае, если в его основе лежит удовлетворение важнейших первичных потребностей человека. Помимо тех потребностей, вроде дыхания, без которых человек попросту не проживёт, огромную роль в развитии человека играет чувство защищённости в семье. Такое чувство у ребенка возникает лишь тогда, когда родители воспитывают его в соответствии с его природными свойствами. Если ребенок не воспринимает семью как место, где ему ничто не угрожает, в нём включается первобытная программа выживания. О каком развитии может идти речь, если ребенок, фактически, занят тем, что пытается хоть как-то, в данном случае – инстинктивными методами, обеспечить собственное выживание во враждебной среде. Выжить ему удаётся, но в подобной обстановке его свойства, необходимые для полноценной реализации в обществе, развиваются очень слабо.

В большинстве случаев правильный подход к воспитанию означает, что ребенка нужно воспитывать не так, как воспитывали его родителей. Не так, как советуют журналы и знакомые. А именно так, как это необходимо каждому конкретному ребенку.

Дети в приюте или приемные дети? Семья и ребенок

Детский дом

Хочу уточнить, что здесь мы рассматриваем упрощённые примеры. Так, на практике речь может идти о воспитании, например, кожно-звуко-зрительного мальчика, и тот подход, который справедлив, в целом, для детей – обладателей кожного вектора, корректируется и с учётом наличия у ребенка звукового и зрительного векторов, и с учётом того, что речь идёт о мальчике, а не о девочке. Я как-то рассказывал о примере хорошего воспитания подобного ребенка. В этом рассказе речь шла о семье, где родители, не обладающие системными знаниями, смогли найти верный подход к ребенку. Некоторые верные шаги были сделаны под воздействием обстоятельств или по наитию. Огромное значение в его воспитании играет и то, что родители очень внимательны к нему, они не пытаются «поломать» его под собственные представления, предоставляют ему все возможности для развития. Надо сказать, что применение системного подхода даже в столь благополучном варианте развития событий позволяет не полагаться на случайные факторы (ведь случай далеко не всегда задаёт верное направление воспитанию), а подходить к воспитанию с полным пониманием происходящего.

Итак, если приемных детей понимают (это справедливо, конечно, для любых детей), учитывают в воспитании их природные особенности, это – уже серьезная заявка на их гармоничное развитие в детстве, на их реализацию во взрослом возрасте, и, как результат, на счастливую и полноценную жизнь. Такое воспитание требует огромного внимания со стороны родителей. Преимущественно речь идёт о матери, так как основная нагрузка по воспитанию, так уж заведено природой, ложится именно на неё. Отец, конечно, принимает участие в воспитании ребенка, но он, в большинстве случаев, дополняет то базовое воспитание, которое даёт ребенку мать. В подобных условиях семья служит мощным фактором социализации ребенка. Школа, другие формы общественной жизни, вторичны по отношению к семье.

Детский дом или приемные родители?

Детские дома не могут обеспечить каждому ребенку необходимую степень внимания. В лучшем случае, с использованием практикуемых сегодня подходов к воспитанию детей сирот, в приюте ребенок может рассчитывать на некоторый усредненный уровень воспитания. А в таком деле, как воспитание детей, приблизительные решения недопустимы. Если в воспитании нет точности, нет глубокого понимания каждого конкретного ребенка, , такое воспитание (что в семье, что в детском доме), практически наверняка, не позволит по-настоящему раскрыть природный потенциал ребенка.

Подход к семейному воспитанию детей сирот, да и собственных детей, основанный на системном понимании их свойств – это тот самый подход, который позволяет добиться в воспитании точного, индивидуального подхода к ребенку. Более того, приложение системных знаний к работе с детьми сиротами, которые воспитываются в детском доме, способно значительно повысить процент таких детей, которые станут счастливыми взрослыми. В идеале – каждый детдомовец после такого воспитания просто не сможет не найти своё место в обществе.

Дети в приюте или приемные дети? Семья и ребенок

Детский дом

Гениальные педагоги прошлого показали нам, что это возможно. Конечно, мы не можем, да и не должны напрямую копировать опыт, например, Макаренко. Сейчас другие времена, другие люди. Но сегодня у нас есть мощный инструмент – системный психоанализ. Его широкое применение в воспитании детей сирот в детских домах способно сделать слово «детдомовец» своеобразным знаком качества. Со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями для самих детдомовцев. К теме применения системного подхода к воспитанию в детских домах мы еще вернемся.