Школьное дежурство может принести детям пользу!

Школьное дежурство может принести детям пользу!

В школе детям приходится убираться, участвовать в субботниках и дежурить. Да и учителя должны подавать пример. Дежурство в коридоре — пожалуй, апофеоз бесполезных школьных обязанностей. Учитель истории и автор телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович» Кирилл Загустин считает, что это не так, и рассказывает о не всем очевидных плюсах дежурства.

Почему школьное дежурство всё-таки может приносить пользу и учить детей ответственности

В первый рабочий день я каждую перемену делал замечание ученикам, которые сидели на ступенях лестницы: «Дети, не сидите на бетоне! Это неприлично, ещё и людям мешаете пройти». Оказалось, не всё так просто. На учебный год классы распределяют дежурства по школе. В людных местах на перемены ставят по два-три человека, чтобы те следили за порядком. В школе две лестницы на учебные этажи. По одной дети поднимаются наверх, по другой − идут вниз. Простые правила школьного движения. Все их знают, так что дежурные нужны для галочки. Изредка разворачивают младшеклассников, которые запутались, чаще всего жмут руки знакомым. И скучают от безделья. Пока вся школа болтается туда-сюда, дежурные стоят на одном месте в течение всех перемен. Или сидят.

Каждый раз делаю замечание, если вижу их на полу. Понимаю − да. Разделяю их боль от безделья − да. Но не могу игнорировать, когда ученики в брюках и пиджаках, юбках и блузах сидят на грязных ступеньках.

Есть дежурные «административного коридора» с кабинетами завуча, директора, учительской, классом по физике и химии. Один вход находится недалеко от фойе. Каждое утро первой четверти начиналось одинаково: я захожу в школу, переодеваюсь в учительском гардеробе, поднимаюсь по лестнице к «коридору» и слышу от дежурных: «Слышь, сюда нельзя».

Всё потому, что на старшеклассника я похож больше, чем на учителя. Удовольствия в этом мало. Но понимаю, что дежурные «делают свою работу». Поэтому натягиваю улыбку и со спокойным лицом спрашиваю:

— Прошу прощения, а кому можно?

— Только учителям! Чё тут непонятного?

— Молодец. А теперь спроси себя − кто перед тобой? − Пауза. − Как ты позволяешь себе разговаривать с учителем?

Дежурный понимает, в какое неудобное положение попал. Если до этого он стоял ко мне вплотную, да и на пару ступенек выше, то после отходит на шаг в сторону. Часто ребята рядом понимают всё раньше его самого и начинают хохотать. Кончается диалог одинаково:

− Ой, простите! Я… Не знал!

Это «не знал» и правда оправдание. Показательная иллюстрация лучшего, которое враг хорошего.

Дети попадают в неловкую ситуацию из-за подросткового усердия. Я в школе человек новый, официально перед учениками меня никто не представлял. И хорошо

Так себя чувствуют дежурные.

Со временем я примелькался. Теперь каждый день меня встречают дежурным «Здравствуйте, Кирилл Александрович» или более тёплым − «Доброе утро». Настроение сразу улучшается.

Насчёт дежурства в целом. Дежурства − это хорошо. Мне возразят, что школа использует детей. Мол, так же нельзя: они приходят получать знания, а не трудиться. Безусловно. Но дети получают в школе и знания, и опыт. Я говорил и говорю: школа − модель большого общества. Образовательный процесс захватывает все сферы жизни. Знания, взаимоотношения людей, способность слушать и слышать. Школа не «учит жизни». Это мы в школе узнаём самих себя. Какой бы ни был наш детский опыт, он на всю жизнь остаётся в наших сердцах.

Мы формируемся в школе. Благодаря или вопреки − у всех по-разному

Я к тому, что перемена — такая же часть школьной жизни, как и урок. Мы, учителя, дежурим каждую перемену, по два человека на этаж. Каждый день восемь учителей прощаются со своим свободным временем. Иногда так, что нет времени спуститься в учительскую и взять журнал. Приходится оставаться после уроков и заполнять постфактум. Это время, конечно, учителю не оплачивают.

Мы делаем это для того, чтобы дети ненароком не навредили себе. Не потому, что мы должны. Мы считаем, что так правильно. Потому что мы неравнодушны.

Я вижу одни только плюсы в дежурстве по школе. Учителя своим примером показывают, что значит быть ответственным. А ученики узнают, что во благо общества порой приходится отказывать себе. Если посчитать, то каждый ученик дежурит один-два дня за год. Достаточно, чтобы почувствовать ответственность. И не слишком, чтобы это дело невзлюбить.

Дежурства всё же лучше, чем бегать на переменах курить. Кстати, у нас так не делают. Совсем.

источник